:
A A A
: C C C
. .

Схемы мошенников становятся всё изощреннее

Схемы мошенников становятся всё изощреннее

мошенники (2).jpg«Как можно быть таким наивным? Вот я-то уж никогда не попадусь на такую уловку!». Согласитесь, подобные мысли приходили вам в голову каждый раз, когда вы слышали истории о том, как очередная жертва попалась в сети мошенников. Но ведь и эта самая жертва считала так же: «Кто угодно, только не я!». Проблема в том, что прогресс – в том числе и преступной мысли – не стоит на месте, и злоумышленники изобретают всё новые и новые способы – куда там Остапу Бендеру с его сравнительно честными способами отъёма денег! 

Сегодня Госуслуги – кладезь информации, доступ к которой жаждут получить сотни мошенников. Кстати, изобретая всё новые варианты, негодяи не забывают и о многократно испытанных: «срочно переведите деньги на безопасный счет», «ваш сын/дочь/брат/сват сбил человека». Но сегодня поговорим о более изощренных мошеннических схемах.

 

РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ – СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ

Вот и Ольга Анатольевна считала себя дамой сугубо практической и осмотрительной, которой не суждено пополнить собой ряды обманутых. И поэтому, когда приятный мужской голос по телефону представился сотрудником ее сотового оператора, подвоха она не почуяла. Да и кто бы засомневался: после вопросов о качестве связи, о том, довольная ли Ольга Анатольевна своим оператором и намерена ли продолжать пользоваться его услугами, последовало сообщение о том, что необходимо срочно перезаключить договор, иначе телефон заблокируют. «Как же я буду без своего номера-то?» – всполошилась наша героиня и собралась бежать в ближайший салон связи. И как же обрадовало ее сообщение о том, что бежать никуда не нужно, договор можно продлить дистанционно, для этого достаточно… продиктовать код из смс!

 

Думаю, вы уже догадались, что в этот момент аппарат известил о получении смс, и Ольга Анатольевна его продиктовала – при этом даже не посмотрела, кто являлся отправителем того кода. Молодой человек поблагодарил Ольгу Анатольевну за ее верность своему сотовому оператору, пожелал удачи и завершил разговор.

 

Надо отдать даме должное, спохватилась она быстро, минут через 5. Побежала за очками, перечитала сообщение с кодом и обмерла: отправитель – Госуслуги. Помня свой пароль от личного кабинета, пытается наша героиня туда войти, но не получается, система выдает сообщение «Неверный логин или пароль». Она в панике пытается войти по номеру паспорта – и снова неудача: бездушная машина запрашивает «контрольный вопрос», который Ольга Анатольевна никогда не устанавливала.

 

Не буду утомлять вас подробностями о том, как женщина лихорадочно обзванивала банки и блокировала карты, как писала заявление и давала объяснение в полиции, как в МФЦ восстанавливала доступ к личному кабинету на Госуслугах – это долго и неинтересно. Гораздо интереснее то, что ее кредитную историю запрашивали и подавали онлайн-заявку на кредит – в микрозаймы и в банк, где у Ольги Анатольевны открыт зарплатный счет.

 

Как она об этом узнала? О нет, не из сообщения о том, что она стала обладательницей энного долга (и на том спасибо!). Каждый россиянин имеет право запросить отчет о своей кредитной истории, при этом дважды в год отчет будет предоставлен бесплатно, количество платных запросов не ограничено. Ольге Анатольевне пришел ответ из бюро кредитных историй, что у нее остался один бесплатный отчет – при том, что она до этого момента не обращалась за такой информацией ни разу. А о запросах на дистанционное получение займа информация отобразилась в отчете кредитной истории, которую она запросила через неделю; кроме того, стали регулярно приходить смс-оповещения, что ее заявка на кредит одобрена.

 

Что же касается главного страха оказаться «владелицей» чужого кредита, Ольге Анатольевне повезло – никогда еще она так не радовалась своей небольшой зарплате: при отличной кредитной истории так называемая «нагрузка», то есть ежемесячные выплаты по долговым обязательствам, не позволила оформить на нее еще один займ.

 

ЕЩЕ ОДИН ПРИМЕР – ПЕЧАЛЬНЫЙ

 

Героине из предыдущего рассказа повезло – она ограничилась потерей нервов и времени, а в деньгах потеряла 390 рублей за отчет из Бюро кредитных историй.

 

Совсем по-другому закончилась история жительницы Светлого Яра, которая по совету телефонного «кредитного брокера» решила быстро и, главное, гарантированно (!) заработать: в течение нескольких недель она брала кредиты и переводила деньги на счет «финансовой биржи». Надо ли говорить, что никакого заработка – ни быстрого, ни медленного – не случилось? В отличие от уголовного дела, которое по заявлению прозревшей потерпевшей возбудили в полиции. И, в отличие от Ольги Анатольевны, финансовые потери более чем значительны – один миллион рублей.

 

СХЕМЫ ОБМАНА

 

Схемы, которыми пользуются мошенники, построены так, чтобы влиять на эмоции человека, главная из которых – страх. Именно на эти болевые точки давят аферисты в  сообщениях от «родственников», попавших в беду (страх за близкого человека), в предложениях от «службы безопасности банка» перевести деньги на безопасный банковский счет (страх потери денег). И вкупе с тем, что ситуации, которые моделируют негодяи, выглядят вполне правдоподобно, именно страх блокирует сознание, не дает принять правильное, безопасное решение.

 

Из относительно новых и весьма действенных для преступников схем можно назвать следующие:

 

БЕСПЛАТНАЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ

 

Жертве предлагают пройти бесплатную диспансеризацию в поликлинике по месту жительства. Согласитесь, предложение выглядит более чем реалистично и безопасно – тем более, что диспансеризацию на самом деле можно (и нужно!) пройти. Вот только никаких паролей для записи на обследование не существует, равно как в электронную очередь сотрудники поликлиники пациентов записывать по собственной инициативе не будут. И уж тем более никогда не потребуют от вас медики каких-то кодов и паролей.

 

ПРОДЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ТЕЛЕФОННОГО НОМЕРА

 

Если вам когда-нибудь по телефону предложат продлить договор с оператором сотовой связи, вспомните историю Ольги Анатольевны: уловка сработала именно потому, что на том конце телефонного провода сначала расспросили о качестве связи, потом напугали отключением телефона и тем самым переключили внимание, и только потом запросили код. Когда вы оформляете на свое имя мобильный телефонный номер, вы заключаете соглашение, которое является бессрочным и продления ни через год, ни через десять лет не требует!

 

ПЕРЕРАСЧЕТ ПЕНСИИ

 

Уловка, на которую попадается немало доверчивых граждан: сообщение о перерасчете пенсионной выплаты – разумеется, в сторону увеличения, так как в стаж ошибочно не были включены несколько лет и деньги недоплачивались – звучит весьма правдоподобно. И настолько заманчиво, что пенсионеры радостно сообщают мошеннику код из смс, чтобы получить возможность дистанционно записаться в очередь для переоформления своих документов…

 

ЗАМЕНА МЕДИЦИНСКОГО ПОЛИСА

 

Эта схема, пожалуй, сегодня наиболее коварна и наиболее опасна по возможным последствиям: во-первых, жертву не просят назвать коды/пароли, а, во-вторых, речь идет о теме, которая затрагивает всех без исключения – медицинский полис. Форма документа ОМС (обязательного медицинского страхования) менялась многократно, и не все знают о сроках его действия. Поэтому звонок из страховой компании или из территориального фонда о необходимости заменить полис, скорее всего, подозрений не вызовет. А учитывая, что «доброжелатели» не будут просить никаких цифр из смс, а предложат перейти по ссылке и скачать приложение Минздрава, нет сомнений: большинство россиян и по ссылке перейдут, и приложение скачают, и данные «для оформления нового документа» введут. Но это не приложение министерства, а программа, которая предоставляет удаленный доступ к устройству жертвы, в том числе позволяет войти в мобильный банк и вывести оттуда деньги. Мало того – под видом такого приложения можно скачать программу, которая перехватывает коды из смс и опять-таки выводит средства из мобильного банка.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

 

Если же вы все-таки попались в расставленные сети, необходимо как можно скорее восстановить доступ к личному кабинету на Госуслугах, заблокировать свои банковские карты и запретить оформление онлайн-займов (с будущего года планируется ввести процедуру самозапрета на все кредиты, для чего достаточно будет подачи одного заявления). Проверьте свою кредитную историю. Чтобы это сделать, задайте в поисковой строке интернета запрос «проверить свою кредитную историю» и следуйте подсказкам системы. Отчет о своих займах лучше проверить как минимум дважды – сразу после взлома ваших Госуслуг и через 7-10 дней, потому что информация в базе данных обновляется не сразу. Даже если за это придется заплатить, думается, что 390 рублей за спокойствие не такая критичная сумма.

 

И в обязательном порядке обратиться в полицию, даже если плачевные последствия не наступили – сейчас их нет, а завтра могут появиться.

 

УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ…

 

Неоднократно самые различные службы самыми разными способами предостерегали граждан от лихих людей, призывали к бдительности и осмотрительности, но информация лишней не бывает. Поэтому мы еще раз напомним правила безопасности:

 

Как только вам по телефону предложат что-то переоформить, скачать какое-то приложение, сообщать пароль или код, а тем более совершить какие-то операции с деньгами - сразу прерывайте разговор. Если закрались сомнения – а вдруг и впрямь пенсию пересчитают или телефонный номер заблокируют? – перезвоните в организацию, от чьего имени поступил звонок: в банк, сотовому оператору, в пенсионный фонд.

 

Имейте в виду

 

Сотрудники банков никогда не будут перезванивать своим клиентам, чтобы уточнить детали их финансовых операций,

 

Договор с оператором сотовой связи бессрочный и продления не требует,

 

Диспансеризация, как и замена медицинского полиса, бесплатна и никаких паролей не предусматривает,

 

Перерасчет пенсии, если он необходим, происходит при вашем личном участии и без сообщения вами какой-либо дополнительной информации помимо вашего имени.

 

Помните

 

Никогда ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону информацию – пароли от личных кабинетов, коды из смс, цифры с банковских карт.

 

Не скачивайте приложения и не переходите по ссылкам, которые вам присылают по телефону.

 

Наталья Жилезнова, юрист

Фото Юлии Сафоновой

Источник: газета «Восход»


Возврат к списку






Госуслуги Вакансии города Вакансии